- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы изучения религиозности.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001498 |
Тема: | Теоретические основы изучения религиозности. |
Содержание
Введение Религия - одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественное. На всех этапах развития общества религия была и остается одним из важнейших факторов, которые влияют на мировоззрение и жизнь каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. В современном мире существует множество различных верований, которые относятся к различным направлениям.Помимо четырех основных религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, ислама и индуизма, можно выделить иудаизм, древние политеистические культы и современные новообразования. Действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Единой государственной религии в России не существует, потому что российское законодательство утверждает право человека на свободу вероисповедания, а также равенство граждан перед законом, независимо от их убеждений и религий. Опросы, посвященные религиям современной России, показали, что верующими себя считают 85-90% жителей страны. Однако при этом сооружения культа регулярно посещают не более 15% россиян1. Для большинства населения характерно отсутствие системных религиозных знаний и аморфность общественного и индивидуального сознания, что порождает кризис базовых ценностей. Для преодоления этого кризиса необходимо выявит религиозную идентификацию личности и общества, учитывать менталитет и культуру российского народа. Учет положительных аспектов религиозности в процессе развития социального государства, в достижении баланса личных и общественных интересов может внести гармонию и гуманизм в общественные отношения. Поэтому исследование сущности, проявления и тенденций развития религиозности современного российского общества является актуальным. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бобкова А.И., Гильманова А.З., Ершова О.О., Журавлева В.В., Кольцова В.Н., Кржевова В.С., Лобазовой О.Ф., Мавляутдинова И.С., Подоляновой Г.И., Решетникова В.А., Руденко О.Ю., Сидоренко Н.С., Соловьева М.М., Тропыниной А.В., Тупицина А.А., Ушаковой В.В., Чесновой Е.Н. Объект исследования: религиозность как социальное и культурное явление Предмет исследования: социологический анализ религиозности современного российского общества Цель курсовой работы: изучить уровень религиозности современного общества Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть религию как социальный институт, установить ее структуру и функции; 2. Определить место имеет религия в жизни общества; 3. Проанализировать и описать особенности современной религиозной ситуации российского общества; 4. Выявить тенденции в развитии современной религиозности и охарактеризовать особенности их проявления. Глава I. Теоретические основы изучения религиозности 1.1. Понятие религии, ее структура и социальные функции Людей всегда интересовал вопрос, что такое религия. Считается, что научно определить сущность религии невозможно, так как это область неизведанная и недоступная. Однако характеристик-определений религии сформулировано немало (около 250), и каждое из них включает содержание-аналог исходного мировоззренческого и методологического принципа2. Впервые дать определение понятию религия попытались в XVII в. Французские мыслители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия является следствием обмана и невежества людей. Немецкий философ И.Кантсчитал религию явлением трансцендентным, т.е. выходящим за пределывсякого опыта, недоступным познанию, явлением, в основе которого лежит вера в Бога, в существование и бессмертие души. По мнению Г. Гегеля религия является наивысшей сферой человеческого сознания, областью абсолютной истины.Понятие религии, по Гегелю, состоит из трех элементов: Бесконечное или Бога, конечное или человека и отношение, которое существует между этими двумя полюсами бытия. Широко распространено определение религии, сформировавшееся в классической марксистской философии. По мнению Маркса, религия есть не что иное, как превратное мировоззрение, "вздох угнетенной твари", "сердце бессердечного мира", "опиум народа". Маркс утверждает, что религиозное мировоззрение показывает угнетенность человека социальными институтами и общественными отношениями, и поэтому, борясь с религией,мы противостоим бесчеловечному, несправедливому миру. Ряд известных русских мыслителей (Герцен, Белинский и др.) негативно, атеистически относились к религии, считая ее проявлением духовного гнета трудящихся. Другие просветители, напротив, видели в религии духовный"стержень" культуры, основу морали и нравственности общества. Так, И.А.Ильин подчеркивал, что религиозный человек – человек с развитой силой воли и богатым духовным миром. Так же высоко оценивал роль религии и Н.А.Бердяев. Если нет Бога, подчеркивал он, то "все делается плоским, нет к чему и к кому подыматься". В основе религии лежит стремление к высшему, к Богу как творцумира. Различные взгляды на религию позволяют глубже понять ее сущность. Религия - не случайное образование, навязанное людям, как полагали многие мыслители прошлого. Она необходима для существования и развития общества. Широко распространена точка зрения, согласно которой возникновение и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями зависимости, несвободы, ограниченности человека. Существует и противоположное мнение - религия основываетсяна свободе человека, на его стремлении к Высшему3. Первая точка зрения представляется более предпочтительной. С середины XIX в. в социологии и религиеведении складывается и стремительно развивается самостоятельное направление-социология религии. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и другие ученые и мыслители того времени. Согласно теории Маркса религия как социальный феномен является объективным фактором, который принудительным образом воздействует на людей так же, как и другие общественные институты.Одна из важнейших социальных функций религии – идеологическая. Данная функция заключается, с одной стороны, в оправдании и узаконивании религией существующих социальных порядков, с другой – их осуждение и отрицание их права на существование.4 Во второй половине XIX, в период промышленной революции, обостряется проблема социальной организации и социальных связей. В это время увеличивается значение религии в обществе. На первый план в социологии религии выходит интеграционное направление. Это ярко выражено в концепции Э. Дюркгейма, которого считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он считалосновой единства общества и фактором социальной интеграции5. Так же основоположником социологии религиисчитается немецкий ученый Макс Вебер. Он изучал место и роль религии в постоянно изменяющемся обществе, ее влияние на различные общественные институты. В основном Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории. Еще одним важным направлениемвеберовской социологии религии являетсятипология религиозных организаций, в котором он рассмотрел систему «церковь-секта»6. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.Работы Вебера и Дюркгейма определили ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. В структуререлигии выделяют: -религиозное сознание; -религиозную деятельность; -религиозные отношения; -религиозные институты и организации. Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение реальности с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Важным элементом религиозного сознания является вера. Вера — это особое психическое состояние, возникающее в условиях нехватки точной информации и способствующее эффективной деятельности человека. Если появляется дополнительная информация о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезнуть или укрепиться. Вера - важный фактор интеграции личности, группы, стимулом решимости и активности людей. В религиозном сознании выделяются два уровня: - обыденный; -концептуальный. На уровне обыденного религиозного сознания религия предстает в виде совокупность образов, стереотипов, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, являющихся отражением условий повседневной жизни людей. Концептуальный уровень религиозного сознания включает в себя теологию, религиозную философию, теологические концепции. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него. Религиозная деятельность занимает особое место в системе общественной деятельности. Она подразделяется навнекультовую и культовую деятельность. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей и трудов. К практической внекультовой деятельности можно отнести миссионерскую деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ. Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой, которая имеет целью достижение непосредственного общения с Богом. К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.). Религиозные отношения представляют собой разновидность отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и реализуютсячерез религиозную деятельность. Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения подразделяются на культовые и внекультовые. Внекультовые отношения – непосредственные действительные отношения между индивидами, организациями, возникающие во внекультовой деятельности. Культовые отношения возникают в процессе культовой деятельности(обряд венчания, крещение). Религиозные организации - объединения последователей определенного вероучения. Выделяют три основных типа религиозных объединений: -церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; -секта - возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; -деноминация - возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство7. Роль религии выражается в ее социальных функциях, выделяются следующие основные функции религии в обществе: 1) мировоззренческая; 2) компенсаторная; 3) регулятивная; 4) коммуникативная; 5) интегративная; 6) культурная. Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в основе которого находится вера в реальное существование сверхъестественного, которое играетрешающую роль в жизни человека и общества. Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных ситуаций. Регулятивная функция состоит в том, что при помощи определенной системы норм, ценностей, предписаний происходит управление деятельностью индивидов и общества, в целом. Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение для верующих делится на: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение - высший вид общения, и соответственно общение с ближними носит второстепенный характер. Интегративная функция заключается в объединение людей в общности. Таким образом, религиозный фактор является важным элементом стабильности общества. Целью культурной функции является накопление, сохранение и передача культурного опыта. Кроме основных функций, религия может выполнять и нерелигиозные функции: политическую, экономическую, воспитательную и т.п. Названные функции религии осуществляются в комплексе и проявляются как в обществе в целом, так и на уровне социальных групп и отдельных личностей. Таким образом, религия представляет собой сложный социальный комплекс, состоящий из различных элементов. С помощью религии удовлетворяются духовные запросы общества. Степень влияния религии на человека и общество носит конкретно-исторический характер. 1 2Яблоков И.Н. Понятие и функции религии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. // Издат. «Российская академия хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации(Москва), 2011, С.204» 3Дик П.Ф. Выявление сущности религии как структуры культуры. // Издат. «Самарская государственная академия культуры и искусств», 2010, С.191 4 Гаврилова Ю.В. Формирование философских представлений о социальных функциях религии. Гуманитарный вектор. Серия: педагогика, психология. // Издат. «Забайкальский государственный университет» ,2009, №3. С.80 5Гараджа В. И. Религиеведение. // Издат. «Аспект Пресс», Москва, 1994 г. С. 261. 6Там же 7Биофайл. Научно-информационный журнал. Понятие, структура функции религии// Дата обращения: 22.04.16// http://biofile.ru/his/13076.html --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------------------------------------------ 5 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: